Ребенок-молчун.
Большинство малышей в полтора-два года уже способны изъясняться простыми фразами. К трем они уже активно общаются, связно пересказывают события дня. Забавно картавя, болтают с родителями, вызывая умиление у прохожих.
Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?
Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?
Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличить по своему развитию.
Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и по - больше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.
Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.
До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.
В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.
Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.
Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.
Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.
Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями , но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.
Дети@Mail.Ru
Мой ребенок левша. Что делать?Под леворукостью понимают предпочтение левой руки при хватании, удерживании,перемещении предметов, рисовании и письме. Иногда предпочтение той или иной рукипроявляется очень рано в первые месяцы после рождения, но может быть и так, чтодоминантная рука проявит себя и позже. Доминантными является не только рука, но и глаз,ухо, нога. Это связано с симметричным строением человека, его латеральностью. Движениеправой стороны тела (руки, ноги, глаза, уха) координируется левым полушарием мозга,движение левой – правым. Причина этого – перекрестное строение нервных путей моторныхи сенсорных нервов. Хотя оба полушария мозга и расположены симметрично, но в своихфункциях они ассиметричны, то есть они управляют различными способностями человека.Считается, что доминантным является то полушарие, которое управляет речью –выражением и пониманием мыслей, вербальным (речевым), рациональным мышлением.Сегодня такая позиция пересматривается. Все больше и больше придают значениеэмоцинальной жизни человека и оба полушария рассматриваются как дополняющие иотчасти перекрывающие друг друга, хотя все-таки левому полушарию, управляющемувербальным интеллектом, придают большее значение.Распространение и причина леворукости.Леворукость в настоящее время широко распространена. От 15% до 20 % всех людей –левши. Согласно современным представлениям причины леворукости могут быть разные.Леворукость может передаваться по наследству, но может наступить и спонтанно в раннемдетстве. Есть данные о том, что причиной леворукости могут быть влияния на плод во времябеременности или во время родов.Нужен ли к левшам особый подход в доме и школе?Еще недавно считалось, что леворукий ребенок – это проблема и давалисьнастоятельные рекомендации о необходимости переучивания. В настоящее время доказано,что леворукость явление нормальное и от переучивания следует отказаться, так как этоможет привести к серьезным нарушениям в развитии. Поэтому если Ваш ребенок – левша,отнеситесь к этому спокойно: Ваш ребенок не требует никакого особого подхода. Призанятиях живописью, рисовании, письме, рукоделии у левшей не возникает никаких особыхпроблем в обучении по сравнению с праворукими детьми. Они могут быть такими же 2ловкими или не ловкими, такими же аккуратными или не аккуратными, могут испытыватьпроблемы в обучении письму, как это происходит и у всех других детей.Однако, есть некоторые рекомендации, которые нужно соблюдать. Следите за тем,как ребенок держит карандаш или ручку между указательным, большим и среднимпальцами, когда он пишет. Левый край руки должен лежать на листе. Многие левши пишут спозицией руки «дугой». Раньше это считалось неправильной постановкой руки и еепытались исправлять. В настоящее время большинство специалистов придерживаетсямнения, что такая постановка руки может определяться психофизиологически, локализациейдвижения у речевого центра. Поэтому такая постановка руки допускается. Следите за тем,чтобы тетрадь Вашего ребенка была наклонена так, чтобы правый угол был направлен всторону тела.Общие рекомендацииПостарайтесь установить как можно раньше, какую руку предпочитает Ваш ребенок ипосле этого поддерживайте его в том, чтобы пользоваться этой рукой, как доминантной. еслиВы заметите, что ребенок напряжен во время занятий, то дайте ему возможность делатьнебольшие паузы и упражнения на расслабление руки. Следите за правильной осанкойребенка: его левое плечо должно немного выдаваться вперед. Помните, что характердвижения леворукого ребенка при письме отличается от праворукого. Последний как бы«тянет» письмо за собой, его движения тянущие, в то время, как левша «толкает», егодвижения толкающие. Этот иной характер движения для левши естественный.Предупредите учителя о том, что Ваш ребенок левша и определите стратегиювзаимодействия – не переучивать ребенка. Найдите для ребенка подходящее и удобноеместо.Если у Вас вызывает сомнение, какую руку предпочитает Ваш ребенок, тогда следуетобратиться к специалисту, чтобы провести необходимую диагностику и получитьрекомендации.