Мой ребенок

Ребенок-молчун.

Большинство малышей в полтора-два года уже способны изъясняться простыми фразами. К трем они уже активно общаются, связно пересказывают события дня. Забавно картавя, болтают с родителями, вызывая умиление у прохожих.  

Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?

Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?

Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличить по своему развитию.

Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и по - больше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.

Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.

До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.

В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.

Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.

Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.

Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями , но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.

 Дети@Mail.Ru



Мой ребенок левша. Что делать?

Под леворукостью понимают предпочтение левой руки при хватании, удерживании,
перемещении предметов, рисовании и письме. Иногда предпочтение той или иной руки
проявляется очень рано в первые месяцы после рождения, но может быть и так, что
доминантная рука проявит себя и позже. Доминантными является не только рука, но и глаз,
ухо, нога. Это связано с симметричным строением человека, его латеральностью. Движение
правой стороны тела (руки, ноги, глаза, уха) координируется левым полушарием мозга,
движение левой – правым. Причина этого – перекрестное строение нервных путей моторных
и сенсорных нервов. Хотя оба полушария мозга и расположены симметрично, но в своих
функциях они ассиметричны, то есть они управляют различными способностями человека.
Считается, что доминантным является то полушарие, которое управляет речью –
выражением и пониманием мыслей, вербальным (речевым), рациональным мышлением.
Сегодня такая позиция пересматривается. Все больше и больше придают значение
эмоцинальной жизни человека и оба полушария рассматриваются как дополняющие и
отчасти перекрывающие друг друга, хотя все-таки левому полушарию, управляющему
вербальным интеллектом, придают большее значение.
Распространение и причина леворукости.
Леворукость в настоящее время широко распространена. От 15% до 20 % всех людей –
левши. Согласно современным представлениям причины леворукости могут быть разные.
Леворукость может передаваться по наследству, но может наступить и спонтанно в раннем
детстве. Есть данные о том, что причиной леворукости могут быть влияния на плод во время
беременности или во время родов.
Нужен ли к левшам особый подход в доме и школе?
Еще недавно считалось, что леворукий ребенок – это проблема и давались
настоятельные рекомендации о необходимости переучивания. В настоящее время доказано,
что леворукость явление нормальное и от переучивания следует отказаться, так как это
может привести к серьезным нарушениям в развитии. Поэтому если Ваш ребенок – левша,
отнеситесь к этому спокойно: Ваш ребенок не требует никакого особого подхода. При
занятиях живописью, рисовании, письме, рукоделии у левшей не возникает никаких особых
проблем в обучении по сравнению с праворукими детьми. Они могут быть такими же 2
ловкими или не ловкими, такими же аккуратными или не аккуратными, могут испытывать
проблемы в обучении письму, как это происходит и у всех других детей.
Однако, есть некоторые рекомендации, которые нужно соблюдать. Следите за тем,
как ребенок держит карандаш или ручку между указательным, большим и средним
пальцами, когда он пишет. Левый край руки должен лежать на листе. Многие левши пишут с
позицией руки «дугой». Раньше это считалось неправильной постановкой руки и ее
пытались исправлять. В настоящее время большинство специалистов придерживается
мнения, что такая постановка руки может определяться психофизиологически, локализацией
движения у речевого центра. Поэтому такая постановка руки допускается. Следите за тем,
чтобы тетрадь Вашего ребенка была наклонена так, чтобы правый угол был направлен в
сторону тела.
Общие рекомендации
Постарайтесь установить как можно раньше, какую руку предпочитает Ваш ребенок и
после этого поддерживайте его в том, чтобы пользоваться этой рукой, как доминантной. если
Вы заметите, что ребенок напряжен во время занятий, то дайте ему возможность делать
небольшие паузы и упражнения на расслабление руки. Следите за правильной осанкой
ребенка: его левое плечо должно немного выдаваться вперед. Помните, что характер
движения леворукого ребенка при письме отличается от праворукого. Последний как бы
«тянет» письмо за собой, его движения тянущие, в то время, как левша «толкает», его
движения толкающие. Этот иной характер движения для левши естественный.
Предупредите учителя о том, что Ваш ребенок левша и определите стратегию
взаимодействия – не переучивать ребенка. Найдите для ребенка подходящее и удобное
место.
Если у Вас вызывает сомнение, какую руку предпочитает Ваш ребенок, тогда следует
обратиться к специалисту, чтобы провести необходимую диагностику и получить
рекомендации.