Графические
приемы арт-терапии в работе с детьми с
общими образовательными потребностями.
Бланк
М.А.,
педагог-психолог,
МАДОУ «ДС № 3 г.Челябинска»
Современная детская арт-терапия с каждым
днем становится все более популярным методом воздействия на психику ребенка,
полностью оправдывая ожидания родителей и специалистов. Педагоги-психологи
знают, что работа с детьми требует особого подхода, применяемые формы работы должны быть не только
эффективными, но также и одновременно гибкими. Арт-терапия как раз включает в
себя такие методики, которые идеально вписываются в концепцию работы детского
психолога. Только это направление помогает ребенку осознать имеющийся конфликт
или проблему, не доставляя ему дискомфорта. Применяется детская арт-терапия в
работе с детьми от двух лет и более. Использовать методики можно не только для
работы с имеющимися у ребенка проблемами. Они так же эффективны и в качестве
терапии, почему и применяется на развивающих занятиях. В работе с
гиперактивными детьми педагоги также достигают хороших результатов. Показанием
для проведения таких творческих занятий могут быть также и задержка речевого
развития ребенка.
Одна
из таких проблем в старшем дошкольном возрасте является недостаточное развитие
мелкой моторики и зрительного восприятия. К
сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство
родителей узнают только перед школой.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух
периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических
навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных
процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой
координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных
навыков и овладение графической символизацией.
Одной из современных популярных
творческих техник для повышения уровня графомоторных навыков у детей, можно
выделить технику «Zentangle».
Техника Zentangle (Зентангл) – техника
рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней
связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить
удовольствие, проявить свои творческие способности.
Ориентация на возраст: эта техника
прекрасно подходят и для самых маленьких детей, которые только учатся держать
рисовальные принадлежности, и для взрослых.
ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность,
спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и
рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. и
маркер, фломастер или ручка черного цвета. Это делает данную технику доступной
и мобильной.
В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом
делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными
однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит
фантазии).
Применение
«зентангла» с детьми с особыми
образовательными потребностями: возможно использование как одного из
эффективных подходов к осуществлению педагогической помощи детям с особенностями
в развитии, поскольку эта техника повышает адаптационные способности ребенка к
повседневной жизни в детском саду, снижает утомление, ликвидирует негативные
эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением и общением,
опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции,
развивает чувство внутреннего контроля.
Ценность применения рисования
«Зентангл» в целях подготовки детей к
школьному обучению заключается в том, что с его помощью можно на символическом
уровне экспериментировать с разными чувствами, выражать их и учиться
контролировать.
По мнению К. Юнга,
арт-терапия, эффектом, которой несомненно обладает такое творчество, особенно
эффективна в тех случаях, когда ребенок не может ясно и четко выражать свои
мысли вербально. В этом случае невербальный язык общения вселяет в ребенка
уверенность, что он услышан и понят.
В основе данного способа лежит творческая
деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и
самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок учится
делать выбор, принимать решение.
Этапы работы с
техникой «Зентангла» и «Дудлинг». Ребенок знакомится с волшебным листочком (волшебство
их в том, что с ним мы будем делать много интересных вещей, он будет нашим
другом, помощником, с ним никогда не будет скучно). В ходе работы можно делить
листочек на сектора, можно рисовать линии, варианты узоров и схем. В завершении
работы можно придумать название.
Графические
приемы можно применять в играх. Графический прием «Линия» и «Узор»
можно использовать в игре «Расскажи,
что случилось-получилось». Материал:
листочки бумаги, гелевые ручки. Цель: снятие
эмоционального напряжения, приступов агрессии, раздражения, формирование
потребности в дружеском общении, облегчение детям задачи начать и продолжать
межличностные отношения. При возникновении вспышек агрессии, при возбуждении
ребенка, раздражении, воспитатель уединяет ребенка с предложением, просьбой или
заданием (в зависимости от настроения ребенка) разрисовать готовые
шаблоны или создать свои, абстрактные.
В зависимости от
ситуации можно оставить ребенка одного или побыть с ним наедине. Если у ребенка возникнет желание поговорить, педагог
выслушивает. Но чаще всего ребенок, успокоившись, уже не хочет вспоминать о
конфликте. Используя графические образы, перенося на него свои переживания и
настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно
высказать без поддержки.
Графический прием - «Форма».
Можно
использовать в игре «Собирание
сокровищ»
Цель: сплочение коллектива,
обучение способу выражения своего эмоционального состояния, формирование умения
работать в коллективе, составлять коллективную работу, развитие навыков речевого
общения, обогащение словаря словами-синонимами. Материал: один лист бумаги большого размера. Педагог изображает
контур сундука или мешка, делит его на секторы. Каждый ребенок заполняет свой
сектор узорами и рассказывает, что же он туда сложит. Можно «складывать»
материальные сокровища, но можно подвести детей к тому, что в работу можно
«сложить и такие «сокровища»: как добро, ласку, дружбу, взаимовыручку, тепло.
Интересно понаблюдать, какие ассоциации вызывают эти понятия, как дети выражают
их в рисунке (например, тепло-солнышко, ласка-кошечки…)
В завершении всей данной работы нас ждет
результат:
- Установиться
стойкий интерес к данному виду техники творчества.
- Сформируется
внутренняя эмоциональная реакция на обучение.
- Выработаются графомоторные навыки, зрительно-моторная координация.
- Повысится уровень
внимательности, зрительного восприятия, образного мышления.
- Появиться
чувство ответственности перед начатым делом.
Чудесных минут и прекрасных мгновений, во всем
процветания, удач, вдохновения!
РАБОТА С ТВОРЧЕСКИ СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации.
В настоящее время ДОУ, реализуя ФГОС ДО, внедряют инновационные технологии, главной целью которых является подготовка ребенка к жизни. Сущность обучения состоит в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности детей и их реализацию. Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка. Педагог в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
В дошкольном учреждении ребенок начинает знакомиться с творчеством. Он не правильно держит карандаш, боится начать рисунок, путает цвета. Чтобы детям было легче заниматься рисованием и развивать творческую активность была составлена программа для детей дошкольного возраста, на основе методики интуитивного рисования, разработанную художницей Вальдес Одриосола М.С..
Интуитивное рисование - это путь от подсознания к сознанию, от явления к сути, от фрагментарности к целостности. Для того, чтобы полностью погрузиться в такой сложный творческий процесс, как интуитивное рисование, необходимо выполнить ряд подготовительных заданий.
Задание «Линия». Линия, как способ творческого самовыражения.
Задание «Цвет». Цвет, как средство выражения внутренних переживаний.
Задание «Композиция». Композиция, как средство художественного самовыражения
Задание «Композиция», развитие способности к видению нового.
Завершающий этап творческого процесса. Критериями завершенности такой работы является непрописанность отдельных ее элементов, а точное выражение тех чувств и эмоций автора, которые он пытался передать средствами художественной выразительности.
Работа осуществляется в соответствии с фазами творческого процесса. Эта техника помогает составить индивидуальный маршрут развития ребенка на протяжении всего пребывания в дошкольном учреждении. Помогает в работе разработанный комплекс гимнастик: зрительная, пальчиковая, артикуляционная. В нашей практике используются также дидактические игры, такие как «Законы юных художников», «Предметно-схематическая модель композиции рисунка». Использование игр и заданий способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.
Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на основании специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости на эти средства.
Значимым оказалось включение родителей воспитанников в образовательный процесс. Они открыли для себя эту технику. Родителям было интересно узнавать внутренний мир ребенка через рисунки. Часто они приносили рисунки, выполненные дома, рассказывали о своих находках, открытиях и впечатлениях. Родители видели, как ребенок испытывает удовольствие, радость, занимаясь художественной деятельностью. И чем больше дети ею занимаются, тем больше им хочется это делать, им интересен не результат, а сам процесс.
Также мы принимаем участие в городском сетевом инновационном проекте «Создание культурно-образовательного пространства социальной интеграции детей с художественными способностями» на базе МАУДОД ДПШ им. Н.К. Крупской г.Челябинска с 2012 года.
Цель проекта: создание условий для поддержки и развития одаренных и творчески способных детей.
Педагогам была оказана большая методическая помощь. Регулярно организовывались тематические вебинары. Каждый месяц проходят проектно-рефлексивные семинары «Формирование позиции ребенка «Я – творец культуры», посвященные работе с творчески способными детьми, где нами вносились предложения и рассматривались проблемы.
В мае каждого года проводится Выставка-презентация творческих работ детей. Дети проводят творческие мастерские, делятся опытом в той технике, которая более близка. Сценарий этого мероприятия составляется самими педагогами. Дети и педагоги демонстрировали как из простых материалов можно сделать удивительные работы.
Важным этапом работы «Центра по работе со способными и одаренными детьми города Челябинска», было проведение диагностики уровня развития художественных способностей участников Проекта.
Проблема диагностики и развития художественных способностей - одна из центральных проблем психологии творчества. Хотя природа художественного таланта интересовала разных мыслителей, людей науки и искусства.
В нашей стране изобразительные способности изучались в разных направлениях. Одно из традиционных направлений представлено разработчиками основных школьных программ обучения изобразительному искусству В.С. Кузиным, Н.Н. Ростовцевым. Другое направление стало популярным в связи с актуализацией гуманистических ценностей и смещением акцентов в воспитании с формирования технических навыков рисования на общее культурное развитие ребенка, его основателями являются Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, которые предложили рассматривать художественные способности сквозь призму понятия «эстетическое отношение к действительности». Интересно также направление, связывающее различные сферы искусства, представителями которого является Б.П. Юсов, Ю.А. Полуянов, занимающиеся разработками учебного предмета «Изобразительное искусство» в контексте концепции развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.
Основные сложности в психологическом исследовании изобразительных способностей заключаются в возможности диагностики той сферы, которая связана с понятием «художественный образ», и здесь можно упомянуть работы таких ученых, как Д.Н. Абрамян, А.Л. Гройсман, Е.А. Лапина, Д.А. Леонтьев, Н.А. Лепская, К.В. Сельченок, В.И.Стрельченко и др.
В нашей работе была использована методика «Линия горизонта», автором которой является А.А. Мелик-Пашаев, выявляющая направленность ребенка на создание художественного образа.
Ребенку дается лист бумаги, пересеченный горизонтальной линией неправильной формы. Инструкция: «Это – линия горизонта, которая разделяет небо и землю. Раскрась рисунок. Если хочешь, можешь что угодно дорисовать, добавлять».
Эта проективная методика у автора прошла апробацию на творчески одаренных людях, но нам хочется показать, на сколько она универсальна. Ее легко проводить, как индивидуально, так и с группой детей старшего дошкольного возраста.
Методика «Линия горизонта» выявила положительные и отрицательные стороны в индивидуальной форме:
- полное раскрытие сюжета рисунка;
- интересное композиционное решение;
- подробная детализация и словесный рассказ;
- не в полной мере использовался художественный материал, который был предложен детям.
Групповая форма проведения обеспечивает преимущества:
- наибольший обхват детей;
- экономия времени в проведении диагностики;
- на любом этапе развития художественных навыков.
Но есть и минусы, слабые дети начинают повторять сюжет рисунка за сильным лидером, так как нельзя рассадить детей по одному.
Данная методика проводилась с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ ДС №430 Металлургического района города Челябинска. Она показывает широкий спектр для обработки анализа детского рисунка, который так важен в работе.
Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Такой подход к проведению занятий в творческой деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей. Мы считаем, что вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая предпосылку для «самостоятельного вхождения» и определяя фазы этого пути от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий